Перейти к содержимому

  • Войти с помощью Facebook Войти с помощью Twitter Log In with Google      Войти   
  • Регистрация

Фото

Оссы / Осетины


  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
458 ответов в теме

#41 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 15 Октябрь 2014 - 16:37

Сармат, не знаю откуда твоя статья, но там масса неправильных данных. Например "в личном имени Шауш (диг. сос — 'молчаливый')". Где шауш и где сос? Совсем разные слова. Дальше.. "В иронском это слово звучит фыдох, в дигорском фудонх." Тоже неправильно, в дигорском это слово фудаенхае. Дальше не читал..)

Руслан, это одна из работ  академика Турчанинова. :)


  • 0

#42 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
250

Опубликовано 15 Октябрь 2014 - 16:39

Версия иранского происхождения "хурзук" бытует довольно давно.

 

Если не ошибаюсь, в самом осетинском языке слова хуыр-щебень и дзыхъ-яма не являются иранскими. Так что говорить нужно о осетинском именно происхождении хурзук, если оно так, а не иранском.


  • 0

#43 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
250

Опубликовано 15 Октябрь 2014 - 16:41

Турчанинов много вольностей допускал. :)


  • 0

#44 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 15 Октябрь 2014 - 17:03

Вот еще интересные  работы академика Г. Ф. Турчанинова.

 

Фрагмент надписи на венчике сосуда с горы Крестовой в г. Кисловодске (V в. до н. э. Северный Кавказ)

 

Черепок сосуда относится к подъемному материалу. Найден в 1961 г. архелогом Э. В. Ртвеладзе на плато горы Крестовой, что находится в центре г. Кисловодска. По инвентарю и характеру погребений в каменных ящиках, вскрытых здесь раскопками С. Н. Замятнина и В. В. Бобина, культура могильника и поселения на горе Крестовой датируется с VII—VI вв. до н. э. Население Крестовой генетически связано с племенами кубанской культуры. Надпись на черепке сосуда, представляющего собой обломок венчика, по-видимому, миски, является документом, долженствующим утвердить языковую принадлежность насельников плато горы Крестовой (и соседней Барановской) конца первой и начала второй половины I тысячелетия до н. э.

Надпись выполнена древнеосетинским письмом арамейского дукта. Обломок содержит семь букв. Фрагмент надписи следует читать, как и другие древнеосетинские надписи арамейского дукта, слева направо, повернув обломок так, как если бы сосуд располагался к читающему своим отверстием (см. табл. VIII, рис. 1 и 2).

 

ясский диалект осетинского языка1.jpg

?наче говоря, положение надписи на сосуде здесь такое же, как и на сосудах из Новочеркасского музея с касожскими надписями маяцкого письма.
Первая слева буква фрагмента надписи представляет собой daleth с открытой головкой. Daleth такого хабита в арамейском пнсьме VII—V вв. до н. э. была широко расиространена.
Второй буквой фрагмента надписи является ?ajin в этой форме характерная, в частности, для граффити на остраках из Элефантнны V в. до н. э. Напомню, что в древнем, а затем и в средневековом осетинском письме буквой 'ajin передавалась первоначально а, а затем ӕ ([i]а слабая).
Третьей буквой фрагмента надписи оказывается знак типа латинского заглавного n, здесь в зеркальной форме. Впервые эта буква встретилась мне в средневековых аланских надписях и была тогда же верно определена со значением t (т). Ныне арамейское ее происхождение оказывается совершенно очевидным.
Четвертой буквой фрагмента надписи является зеркальная 'alef того хабита, который достаточно широко представлен опять-таки на остраках из Элефантины. В древнеосетинских надписях арамейского дукта эта буква имела значение а сильного, заменившего собой ă.
Пятой буквой фрагмента надписи оказалась gimel, обращенная раствором вилки вверх, а не вниз, как это обычно для собственно арамейского письма. Значение буквы в данной надписи — g (г).
Шестой буквой фрагмента надписи является jod в той ее типичной форме вертикального штриха, которая характерна для древнеосетинского письма арамейского дукта. Значение этой буквы в данной надписи — i (и).
Последней, седьмой буквой фрагмента надписи, оказывается qof в форме, типичной более для V в. до н. э. Ср., например, подобного типа qof на остраках из Элефантины.
Далее на обломке могла помещаться еще одна буква, но поверхность его настолько сильно истерта, что следов буквы не осталось.
В целом по палеографическим данным фрагмент над-пиои следует датировать едва ли ранее V в. до н. э. (см. табл. VIII).

 

ясский диалект осетинского языка2.jpg

Транскрибируя фрагмент надписи буквами латинского алфавита применительно к арамейскому письму, а затем буквами современного осетинского письма, мы получим следующий отрывок текста:
d'atagj q...= дӕтаги къ...
?ранистка и осетиновед 3. Г. ?саева подсказала мне, что на сосуде, по-видимому, была прочерчена осетинская поговорка, которая в современном языке звучит (по-иронски) так: дӕттагы къух исаг у 'дающего рука берущая есть'. Эта поговорка соответствует русскому литературному фразеологическому обороту: 'рука дающего не оскудеет'. В русском содержание фразеологического оборота связано с библейским текстом и, следовательно, здесь не может быть очень древним в осетинском связь с библейским текстом не обязательна. Налицо может быть фольклорная параллель, случайное совпадение одинакового по мысли текста в сходном фразеологическом обороте. Если догадка 3. Г. ?саевой верна, то окажется чрезвычайно интересным тот факт, что в осетинском кавказское субстрактное къух (конечно, диг. къох) 'рука' было своим словом уже по крайней мере в V в. до н. э.
Керамика на плато горы Крестовой, по данным археологии, местная. Следовательно, надпись тоже местного происхождения. Независимо от того, верна или не верна догадка 3. Г. ?саевой, надпись осетинская. Это видно по слову дӕт(т)аги. Население на Крестовом плато говорило на древнем осетинском языке и пользовалось тем же письмом, что и население срубной культуры Нижнего Поволжья и Северного Причерноморья.
Для Северного Кавказа надпись на венчикс сосуда является самым ранним памятником древнеосетинского письма арамейского дукта.

 

Надпись на пряслице с городища Уллу-Дурбала близ г. Кисловодска (XIII—XIV вв. Северный Кавказ)

По сообщению археолога Э. В. Ртвеладзе, городище Уллу-Дурбала, или, как его иначе называют, Уллу-Дур-бунлу (Большие пещеры), где было найдено пряслице, находится на правом берегу р. Подкумок, в 5 км на западе от селения Терезе. Городище расположено на высоком мысе, с одной стороны омываемом Подкумком, с другой — речкой Уллу-Дурбунлу. На городище фиксируются три параллельных друг другу каменных вала, защищающих его с юга, а также замечено достаточно много разрушенных фундаментов различных строений, одно из которых, вероятно, было церковью. В августе 1963 г. археологом Э. В. Ртвеладзе совместно с археологом А. П. Руничем был обнаружен на городище могильник с разрушенными могильными склепами, которые балкарцы называют кешане. Склепы были ограблены, но по остаткам инвентаря, в частности, по нескольким стеклямным браслетам, а также по форме самих наземных сооружений, могильник датируется X—XII вв. Пряслице с надписью найдено в небольшом шурфе, заложенном Э. В. Ртвеладзе и А. П. Руничем в северной части города Уллу-Дурбала. Вместе с пряслицем найдены невыразительные фрагменты сероглиняной керамики с линейным орнаментом, характерным также для X—XII вв. Таким образом, пряслице с надписью с Уллу-Дурбала, по археологическим данным, датируется в рамках X—XII вв., а может быть, и несколько позднее, поскольку аланское население этих мест было отчасти вытеснено, отчасти ассимилировано пришедшими сюда тюркскими карачаево-балкарскими племенами далеко не сразу.
Пряслице в форме правильного круга выточено из светло-серого песчаника. Размер его в поперечнике 3 см, размер отверстия со стороны надписи 1 см, с противоположной — 0,8 см. Толщина пряслица — 0,9 см. Глубина букв надписи неравномерна (см. табл. XXII, рис. 1).

 

ясский диалект осетинского языка3.jpg

 

Дукт письма надписи сирийско-несторианский. Буквенных знаков в надписи 12. ?з них сирийско-несторианскими являются 11, а один знак, по-видимому, старый аланский, может быть, салтово-маяцкий. ?з сирийско-несторианских букв w, s и повторяются дважды. Противоположная надписи сторона пряслица, по-видимому, также имела какой-то текст, но она настолько истерта, что разобрать какие-либо буквы совершенно невозможно. Сирийско-несторианская буква ?(?ajin) в осетинском средневековом письме, как и в древнеосетинском письме арамейского дукта, обозначает осетинское ӕ. Буквой waw одинаково передаются о, у, в. Девятый буквенный знак интерпретируемой надписи мы относим к маяцким. ?сходя из текста надписи, он обозначает е. Располагая буквы надписи в строку, мы получаем ее текст в таком виде (см. табл. XXII, рис. 2).

 

ясский диалект осетинского языка 4.jpg

Ближайшим образом буквы уллу-дурбалайской надписи солоставимы с сирийско-несторианскими буквами уже известных нам семиреченских надписей XIII—XIV вв.
Первая буква данной надписи mim сопоставима с mim семиреченских надписей под 1566, 1583, 1584 гг. селевкидской эры (1255, 1282, 1283 гг. христианской эры).
Вторая буква надписи, 'ajin, издавна используемая в осетинском письме для обозначения ӕ<ǎ, в нашей надписи несколько растянута и образует угол, верхняя линия которого закруглена. Буква весьма близка в своем хабите к 'ajin семиреченских надписей под 1574 и 1611 гг. селевкидской эры (1263, 1300 гг. христианской эры). Другая, одиннадцатая, 'ajin нашей надписи, с учетом ее несколько необычного положения, также типична для семиреченских и сопоставима с 'ajin 1575 г. селевкидской эры (1264 г. христианской эры).
Третья и восьмая буквы надписи, waw, однотипны и в этой форме сопоставимы с семиреченскими под 1566, 1569, 1583 гг. селевкидской эры (1255, 1258, 1272 гг. христианской эры).
Весьма интересны по своему хабиту samech нашей надписи. Обычно эта буква в сирийско-несторианском письме состоит из двух элементов в виде либо вплотную прилегающих друг к другу полукругов, либо трех- или четырехугольников с одной общей линией основания. В буквах нашей надписи два элемента буквы samech только намечены и линии их соединения не доведены до основания.
Четвертая по счету samech нашей надписи, вычерченная наподобие формы «сердечка», находит себе близкую параллель в одной надписи из Одессы 350—400 г. н. э., исполненной письмом эстрангело.
Что же касается десятой samech нашей надписи, то в этой оригинальной форме она не встречалась нам в памятниках сирийской письменности.
Пятая буква надписи, jod, в этой ее форме весьма типична для сирийско-несторианского письма вообще. ?з семиреченских надписей можно указать к ней параллели под 1560, 1581, 1609 гг. селевкидской эры (1249, 1270, 1298 гг. христианской эры).
Шестая буква надписи, 'alef, в данной форме находит себе ближайшую параллель в семиреченской надписи под 1560 г. селевкидской эры (1249 г. христианской эры).
Седьмая буква надписи, lamad, по сравнению с типическим lamad сирийско-несторианского письма представлена здесь зеркально. Поставленная в обычное положение, она находит себе ближайшую параллель в семиреченских надписях под 1561, 1566, 1569 гг. селевкидской эры (1250, 1255, 1281 гг. христианской эры).
?з остающихся букв надписи, ранее не рассмотренных, остается подвергнуть палеографическому анализу две; девятую, интерпретируемую нами как е, и послед-нюю, двенадцатую, -nun.
Девятая буква надписи по своему хабиту не принадлежит к буквам сирийско-несторианского и вообще сирийского письма, относится, очевидно, к маяцким. Небольшие шипы с двух противоположных сторон в верхней и нижней частях вертикалыюго штриха буквы отличают ее от маяцкого и в виде вертикальной черты. Поскольку повторных параллелей этой буквы мы пока не имеем, предположение, что девятая буква е, а не и следует рассматривать только как догадку. По району находки надпись можно считать дигорской, а не иронской. Если бы она была иронской, то у пишущего была бы полная возможность использовать в данном случае для целей передачи диалектных особенностей сирийско-несторианскую букву jod- и, как он это сделал при обозначении родительного падежа (см. пятую букву надписи).
Двенадцатая буква надписи, nun, в форме крестообразного штриха, для сирийско-несторианских надписей типична. Нетипичным является только положение буквы в нашей надписи. Крестообразные nun семиреченских надписей располагаются вертикально крестом вниз, реже вверх, nun же нашей надписи расположена горизонтально. Ср. из семиреченских — надписи под 1575, 1642, 1650 гг. селевкидской эры (1264, 1331 и 1345 гг. христианской эры). Обобщая палеографические наблюдения в таблице, мы получаем следующую картину (см. табл. XXII).

 

ясский диалект осетинского языка5.jpg

 

По палеографическим данным, уллу-дурбалайская надпись может быть отнесена к XIII—XIV вв. н. э. Наличие в ней особого маяцкого знака для передачи звука е еще раз говорит за то, что аланское средневековое письмо на сирийско-несторианской графической основе было для осетин явлением вторичного порядка, постепенно оттеснившим более старое письмо арамейского дукта.
Транскрибируя надпись в современном осетинском письме с соответственными словоразделами, читаем ее так:
Мӕ оси алвесӕн — 'Моей жены прялка (прясло)'.
То, что в надписи нет имени собственного жены - владелицы пряслица, — в порядке вещей. Произносить и тем более писать имя жены по обычаю осетин считалось непозволительным.
Надпись выдержана в фонетических, грамматических и лексических нормах дигорского диалекта. Наличие здесь этого диалекта более чем к месту, поскольку дигорским по эпиграфическим данным оказывается на близлежащей территории такой памятник, как надпись на бусине с городища при Рим-горе под Кисловодском (см. гл. II, очерк 9).

 

 

 

 

 


  • 0

#45 Tamu

Tamu

    Iron G-Man

  • Администратор
  • 460 Сообщений:
53
  • Y-DNA:G2a1a1a1a

Опубликовано 15 Октябрь 2014 - 20:19

Особенно доставил осетинский царь 18 века.  Давайте критичней относиться к выкладываему сюда материалу?


  • 1

#46 Tamu

Tamu

    Iron G-Man

  • Администратор
  • 460 Сообщений:
53
  • Y-DNA:G2a1a1a1a

Опубликовано 15 Октябрь 2014 - 20:23

Насчёт Балкарии- там и спорить не вижу смысла- объём осетинских топонимов даже выше, чем определили исследователи конца 20 в.  А вот насчёт Карачая- действительно ли нет осетинизмов в топонимике?


  • 0

#47 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 15 Октябрь 2014 - 20:42

Особенно доставил осетинский царь 18 века.  Давайте критичней относиться к выкладываему сюда материалу?

Таймураз. С XVIII скорей всего опечатка, этот момент я так же заметил, но не думаю что автор данной книги специально написал XVIII. :)


  • 0

#48 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 15 Октябрь 2014 - 20:54

Насчёт Балкарии- там и спорить не вижу смысла- объём осетинских топонимов даже выше, чем определили исследователи конца 20 в.  А вот насчёт Карачая- действительно ли нет осетинизмов в топонимике?

Насчет осетинизмов в топонимике - кроме Хурзука и Архыза, не чего не найдешь в КЧР.

Но если Архыз с Хурзуком  не осетенизмы, тогда осетенизмов в данном регионе 0. :)

Но стоить еще заметить что Архыз с Хурзуком - не как не переводятся на местный язык.


  • 1

#49 Dzaragas

Dzaragas

    Homo neanderthalensis

  • Участник
  • 510 Сообщений:
110
  • Y-DNA:G2a1a

Опубликовано 16 Октябрь 2014 - 00:53

plD2wn5cY9s.jpg

 

Осетин, мегрел и имеретин в г. Хони, Кутаисская губерния.
Фотография начала XX века из ?меретии (запад современной Грузии).

 

-----

 

осетин как видим самый высокий  ;)


  • 0

#50 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
250

Опубликовано 16 Октябрь 2014 - 01:23

Особенно доставил осетинский царь 18 века.  Давайте критичней относиться к выкладываему сюда материалу?

Согласен. Чичинадзе, Турчанинов не фонтан))


  • 0

#51 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 16 Октябрь 2014 - 02:47

attachicon.gifplD2wn5cY9s.jpg

 

Осетин, мегрел и имеретин в г. Хони, Кутаисская губерния.
Фотография начала XX века из ?меретии (запад современной Грузии).

 

-----

 

осетин как видим самый высокий  ;)

 

 

?. Пантюхов
Антропологические типы Кавказа*

(* Статья составлена на основании моего труда "Антропологические наблюдения на Кавказе", напечатанного в "Записках Кавказского Отдела имп. русского географического общества", 1893, т. XV. - Автор.).

 

Один из важнейших антропологических признаков человеческих типов - рост. Уже и сам по себе рост говорит много, но еще большее значение получает он при наблюдении постепенности повышения и понижения его или кривой, при сравнении роста разных встречающихся в каждом племени антропологических типов и по сравнении роста с размерами отдельных частей тела измеряемых лиц. Чтобы было можно сопоставить цифры измерений как отдельных лиц, так и целых племен, измерения разных частей тела необходимо привести к какой-нибудь общей единице. Такою единицею может быть только рост.
?з данных, полученных при измерении призывавшихся к отбыванию воинской повинности молодых людей 21 года и некоторых других измерений, средний рост главнейших кавказских племен следующий:

Число Рост
наблюдений в миллиметр.
Евреи Кубинского уезда 240 1618
Евреи Кутаисского уезда 41 1630
Евреи Кайтаго-Табасаранского
округа 61 1644
Армяне Нахичеванского уезда 524 1620
Армяне Шаруро-Даралского уезда 186 1626
Армяне Зангезурского уезда 834 1630
Армяне Ахалкалакского уезда 491 1630
Армяне Джебраильского уезда 135 1640
Армяне Елисаветпольского уезда 230 1648
Армяне Тифлисского уезда 230 1652
Грузины Горийского уезда 474 1639
Грузины Тифлисского уезда 525 1642
Грузины Сигнахского уезда 185 1652
Грузины Тианетского уезда 391 1665
?меретинцы Кутаисского уезда 1366 1653
?меретинцы Шорапанского уезда 1222 1658
?меретинцы Рачинского уезда 101 1661
Мингрельцы Сенакского уезда 643 1642
Мингрельцы Зугдидского уезда 279 1647
Самурзак. Сухумского округа 561 1657
Абхазцы Сухумского округа 228 1651
Сванеты горные по ?нгуру 142 1658
Сванеты по р. Цхенис-Цхали 37 1625
Осетины Горийского уезда 258 1670
Осетины Терской области 200 1695
Русские уроженцы Закавказья:
православные 195 1688
сектанты 226 1680
Немцы Тифлисского и Елисавет
польского уездов 75 1684
Греки Тифлисского уезда 17 1645

 


  • 0

#52 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 16 Октябрь 2014 - 02:48

0cb59334dcb6.png

a8a2d1db72f6.png

90115b2662c8.png

d2bcf614d26b.png

51722dae8770.png

f2930d13ee00.png

55310b9dd8a0.png

730c36a82ab8.png

2eec41e35290.png

968ad1dc5145.png


  • 0

#53 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 16 Октябрь 2014 - 02:50

attachicon.gifplD2wn5cY9s.jpg

 

Осетин, мегрел и имеретин в г. Хони, Кутаисская губерния.
Фотография начала XX века из ?меретии (запад современной Грузии).

 

-----

 

осетин как видим самый высокий  ;)

я.jpeg Осетин, канадец и азербайджанец. ;)


  • 0

#54 Ruslan

Ruslan

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 875 Сообщений:
250

Опубликовано 16 Октябрь 2014 - 07:11

Осетин выше остальных. :)


  • 1

#55 Dzaragas

Dzaragas

    Homo neanderthalensis

  • Участник
  • 510 Сообщений:
110
  • Y-DNA:G2a1a

Опубликовано 16 Октябрь 2014 - 22:31

Paolo Ognibene http://unibo.academi...u/PaoloOgnibene
Università di Bologna, Department of Preservation of the Cultural Heritage


  • 1

#56 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 17 Октябрь 2014 - 22:28

ту1.png ту2.png ту3.png ту4.png ту5.png ту6.png ту7.png ту8.png ту9.png ту10.png


  • 1

#57 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 17 Октябрь 2014 - 22:44

ту11.png ту12.png ту13.png ту14.png ту15.png ту16.png ту17.png ту18.png ту19.png ту20.png


  • 0

#58 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 17 Октябрь 2014 - 22:49

ту21.png ту22.png ту23.png ту24.png ту25.png ту26.png ту27.png ту28.png ту29.png ту30.png


  • 0

#59 сармат

сармат

    Homo sapiens

  • Участник
  • 1 507 Сообщений:
108
  • Y-DNA:J2a* DYS450=7
  • mtDNA:U5a1

Опубликовано 17 Октябрь 2014 - 22:51

ту31.png ту32.png ту33.png ту34.png ту35.png


  • 0

#60 Dzaragas

Dzaragas

    Homo neanderthalensis

  • Участник
  • 510 Сообщений:
110
  • Y-DNA:G2a1a

Опубликовано 17 Октябрь 2014 - 23:56

а про фамилию Татраевы что известно ?


  • 0




0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых